Все статьи     |     Кованые изделия

Дизайн интерьера

Столешница своими руками

Автор создал на столешнице своими руками оригинальный радиальный узор из клиновидных деталей, вырезанных из состроганных листов орехового шпона и прижатых притирочным молотком к фанерной крышке. Для избежания коробления нижняя сторона тоже отфанерована.

 

Часто природный рисунок волокна древесины можно сделать ещё более выразительным, повторяя его. Современный шпон настолько тонок, что из разложенных в порядке строгания листочков шпона иногда составляют красивый повторяющийся узор.

На примере изготовления круглой столешницы можно показать, как составить узор из шпона и приклеить его столярным (мездровым) клеем, прижимая детали фанеровки по очереди притирочным молотком. Работая с ним, вы можете видеть, что делаете, и сразу решать возникающие проблемы.

Составление узора. Узоры при фанеровании можно набрать из повторяющихся элементов рисунка волокна на последовательно состроганных листах шпона. Поэтому вырезают листы с припуском, потом приклеивают, а затем обрезают в размер.

Выбранный узор должен соответствовать форме и масштабу изделия, а также характеру шпона. Я предпочитаю узоры, отражающие природу и красоту шпона, а не детально проработанные геометрические рисунки. Поэтому для центрального узора столешницы я выбрал простой радиальный узор из 16 клиньев, который окантован тонкой вставкой. Клинья уложены в том же порядке, как были выпилены из шпона, выстроганного из одной заготовки.

Выбрав узор из шпона, нужно разметить и вырезать клинья и разгладить их. Прежде всего я сделал картонный шаблон точного размера клина. Затем, перемещая его по шпону, выбрал рисунок волокна, больше всего подходящий к выбранному узору. Чтобы заранее посмотреть, какой рисунок на соседних деталях будет выглядеть лучше, я воспользовался двумя зеркалами с малым углом раскрытия (рис. 1).

Чтобы разобраться, как будет выглядеть окончательно сделанный узор на столешнице, я раскладываю листы шпона и смотрю, как меняется рисунок волокна при прохождении через все 16 клиньев. Так как я хотел подчеркнуть темные полосы, составляющие узор по обводу столешницы, то вырезал клинья с припуском и за счет этого точно совместил рисунок на отдельных клиньях и подрезал их после приклейки.

Уложив первый (опорный) лист (фото а), по проведённой на подложке линии разметки по линейке обрезаю ножом лишний шпон. В процессе укладки узора (фото б) обращаю внимание на положение волокна. Располагаю листы так, чтобы при укладке последнего из них рисунок волокна на нём совпадал с рисунком волокна на опорном листе. Получившемуся узору даю несколько дней подсохнуть, затем циклей удаляю излишки клея (фото с) и выравниваю фанеровку для подготовки к зачистке и окончательной отделке.

Рис. 2. Фанерование столешницы своими руками

 

Разобравшись с рисунком волокна, положил шаблон на лист шпона и разметил его, дав припуск 12 мм — на стороны и 25 мм — у вершины. Затем, не нарушая порядок выпиливания листов, пронумеровал их мелом. Сложил листы в пачку, плотно зажал по краям и сразу выпилил все клинья. Затем весь пакет зажал между листами фанеры в прессе.

Подготовка подложки.

Пока шпон был в прессе, я подготовил подложку. Для круглой столешницы 0635 мм приготовил лист фанеры толщиной 16 мм и размерами 610x610 мм. Чтобы избежать коробления и компенсировать подвижки шпона на лицевой стороне, отфанеровал нижнюю сторону столешницы шпоном с прямым волокном. Этот шпон положил перпендикулярно волокну фанеры. Затем из квадратного листа фанеры я выпилил восьмигранник и окантовал его 8 деталями из монолитной древесины (рис. 2). Прострогал детали окантовки заподлицо с верхней плоскостью фанеры и из восьмигранника выпилил круг. Под конец, чтобы определить положение 16 деталей узора, поперёк крышки провёл 8 линий.

Фанерование столешницы.

Я отфанеровал столешницу своими руками, используя основные приёмы работы с притирочным молотком. Клинья разглаживал как большие листы шпона, но не перемещал молоток поперёк волокна (головка должна быть направлена параллельно волокну), так как при этом можно легко сломать вершины или углы клиньев.

Первый лист шпона приклеил так, чтобы его боковые стороны перекрыли линии разметки с одинаковым припуском по обеим сторонам. Когда клей высох, припуск обрезал. Для этого сделал несколько последовательных неглубоких надрезов сапожным ножом по линейке. Затем отрезал край листа, подходящего встык к опорному листу. Новый лист надо приклеить к опорному как можно ближе и любые искажения формы, вызванные влажным клеем или из-за растягивания шпона молотком, срезал.

Потом приклеил и обрезал каждый лист, как рассказано выше. После обрезки острой стамеской или циклей удалил излишек клея.

Когда я приступил к последнему клину, то подрезал свободную сторону первого листа, тщательно измерил свободное пространство и, чтобы добиться плотной подгонки, подрезал боковые стороны последнего листа.

Приклеив все детали, я оставил столешницу на несколько дней, пока клей полностью не высох, затем срезал его излишки и зачистил гладко шпон так, чтобы вставка обеспечила плавный переход от узора к окантовке. В заключение стругом скруглил ребро окантовки и покрыл столешницу прочным, водоотталкивающим лаком.

Фанерованную своими руками столешницу прикрепил шурупами к круглой пластине, установленной на основании из древесины ореха. Основание — точёная стойка на трех изогнутых ножках (рис. 3).